Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Дальний Восток без Китая

При реализации программы по развитию Дальнего Востока забыли про китайских инвесторов

К госпрограмме по развитию Дальнего Востока нужно активно подключать Китай, пришли к выводу участники панельной дискуссии в рамках саммита «Сильная Россия». Проблема в том, что в России нет ни специалистов, разбирающихся в Поднебесной, ни одобренного госфинансирования совместных проектов. К тому же Китай будет преследовать собственные интересы, а не развитие Дальнего Востока, сетуют эксперты.

Построение взаимоотношений с Китаем — обязательное условие развития Дальнего Востока. К такому выводу пришли участники пленарного заседания «Развитие Дальнего Востока» в рамках саммита «Сильная Россия».

Сейчас идет работа над распределением рисков, описал текущую ситуацию в регионе генеральный директор «Корпорации развития Южной Якутии» Михаил Брук. «Мы не сможем в наших условиях привлечь инвесторов в столь неосвоенный регион, если их проекты будут в значительной степени отягощены инфраструктурой», — сетовал он. Большую часть рисков инфраструктуры государство должно взять на себя, заявил Брук присутствующим.

Как выяснилось, дело не только в рисках. Инвесторы уже есть, но ими никто не занимается, заявил руководитель Российско-китайского центра финансового университета при правительстве Владимир Ремыга. «В сентябре этого года мы отметим четыре года с тех пор, как была подписана программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и северо-востока Китайской Народной Республики», — сообщил он о приближающемся юбилее.

Правда, повод для праздника вряд ли представится: реализация программы «топчется на месте», сообщил участникам панели Ремыга.

«Китайцы серьезно отнеслись к тому, что подписали четыре года назад», — журил он присутствовавших. Они создали большое число специальных исследовательских центров и сконцентрировали финансовые ресурсы, сказал Ремыга. Реализацией программы занимается Государственный банк развития Китая, который недавно открыл представительство в Москве, напомнил он.

С российской же стороны движения не происходит. Программа «благополучно перекочевала из Минрегиона в Минвостокразвития», а финансирования все нет, сказал эксперт.

«Делается масса конференций, масса обсуждений, но реальных проектов нет. В Институте Дальнего Востока программой занимается один сотрудник по сравнению со ста тысячами китайцев», — описал он нелицеприятную картину.

Кадровый вопрос стоит особо остро, отметил Ремыга. Побывав «на ряде совещаний в Минрегионразвития», эксперт пришел к выводу, что среди губернаторов, которые представляют программу, и руководителей фондов специалистов по Китаю нет.

«Оказывается, в России нет практически ни одного специалиста в области экономики Китая», — удивил он членов панели.

На замечания пришлось отвечать заместителю министра по развитию Дальнего Востока Ивану Благодырю. Да, программа принята и подписана, подтвердил он. «Но с какой детализацией и проработкой она была принята?» — задал он аудитории вопрос. И сам на него ответил: «На сегодняшний день она не проработана». При этом сам замминистра программу «увидел уже подписанной». Китайская сторона была наиболее подготовленной, отметил Благодырь.

Чиновник сообщил, что мероприятия в рамках программы все же идут. Правда, назвал только проект по строительству железнодорожного моста через реку Амур.

С ключевым аспектом выступления Ремыги замминистра согласился: «У нас нет специалистов, которые знали бы и разбирались в экономике Китая».

При этом Благодырь отметил, что с китайским капиталом в Россию приходят и китайские специалисты, которые «действуют в интересах своей страны». «Здесь вот этого паритета взаимодействия экономических субъектов действительно добиться сложно», — сетовал чиновник.

Позицию замминистра поддержал первый заместитель руководителя Центра экономического и инвестиционного сотрудничества России и Китая Юрий Демочкин. «Китайская часть программы — это фактически план развития Северо-Восточной КНР», — заявил он. В китайской программе порядка 5070% не имеют никакого отношения ни к России, ни к нашему сотрудничеству, жаловался он на соседей.

Нужно создание не просто объектов, куда инвестирует Китай, а создание объектов, которые были бы интересны нашим странам, призвал эксперт.

«Китай — страна социалистического строя, и любые проекты инвестируются с привлечением Китайского банка развития», — напомнил он, резюмировав, что «без политических решений здесь не обойтись».

«Я помню, как мы готовили стратегию по энергетике», — неожиданно поделился воспоминаниями Благодырь. Все руководители субъектов вписывали в свои программы строительство генерирующих мощностей для того, чтобы показать рост ВВП, сказал он. Энергию, по замыслу губернаторов, планировалось «экспортировать» в соседние регионы. «Везде профицит», — констатировал чиновник, видимо, намекая, что и внутри России разные регионы преследуют в первую очередь свои цели. Чего уж говорить о китайцах.

«Мы обречены жить вместе с Китаем, нам деваться некуда», — констатировал директор Центра экономических и социальных исследований РАН Андрей Островский. Надо налаживать сотрудничество.

При этом эксперт высказал альтернативную причину, по которой взаимоотношения с Китаем до сих пор не налажены: «Инвестиционный климат у нас отвратный». Затраты на строительство мебельного завода в России в 4 раза превосходят аналогичные инвестиции в Китае, приводил академик свои данные.

Из $76 млрд иностранных инвестиций Китая в 2012 году на Россию пришлось $220 млн, поделился Островский статистикой. «Совсем мало», — констатировал он.

При этом кадровая ситуация со специалистами по экономике Китая чуть лучше, чем ее представил Ремыга. «У нас аж 22 человека работают», — обнадежил он участников панели.

Рост китайской экономики отнюдь не угроза, а вызов, несущий в себе колоссальный потенциал делового сотрудничества, «шанс поймать «китайский ветер» в «паруса» нашей экономики», писал кандидат на пост президента России Владимир Путин в программной статье «Россия и меняющийся мир» годом ранее.

В марте Россия и Китай подписали 35 договоров о сотрудничестве в ходе переговоров уже президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. «Мы договорились активнее использовать возможности российско-китайского инвестиционного фонда, уделять особое внимание инфраструктурным и производственным проектам на Дальнем Востоке Российской Федерации», — отмечал тогда Путин.

Новости и материалы
С Казахстана сняли все ограничения на полеты в страны ЕС
Во Владивостоке опровергли данные о спиливании дверей туалета в школе во время ЕГЭ
Раскрыто влияние одеял и простынь с подогревом на сердце
Врач Саламатина: одеяло с подогревом опасно для семи групп людей
Дефицит бюджета России оказался в два раза выше оценок
Россияне стали активнее пользоваться Windows на компьютерах Apple
СМИ рассказали, чем ВСУ атаковали Казань 31 мая
Бывший премьер Украины рассказал, на что готов Киев на поле боя
Бузова обратилась к Тарасову: «Верни тачку»
В ЕС рассказали, когда Украина может получить первый транш средств от активов РФ
Тренер «Ахмата» Адиев покинул сборную Казахстана
В НАТО заявили, что Лондон никогда не ограничивал Киев в возможности ударов по России
Москвичей предупредили о возможных грозе и граде в первые дни лета
В Чехии заявили, что Запад согласен на капитуляцию Украины
В больнице Банска-Бистрицы подтвердили, что премьера Словакии Фицо отпустили домой
Массовая авария с участием автомобилей и мотоцикла парализовала движение на ТТК в Москве
Армения не будет участвовать в заседании Совета министров обороны ОДКБ
Министры обороны Китая и США встретились в Сингапуре
Россиянин застрелил полицейского во время проверки документов в Краснодаре
Все новости