Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Темные века здесь и сейчас

Бизнесмен из города-миллионника показывает бывшему сокурснику на экране смартфона лошадь: «80 тыс. рублей и лошадь как бы твоя. Она живет там, где жила, ее кормят, моют, а ты приезжаешь, когда хочешь и катаешься на ней».

Его бизнес, как и эта лошадь, виртуален. Он продал свою торговую сеть и стал бизнес-тренером. Его услуги для клиентов посложней называются «коучингом» и «консалтингом», для клиентов попроще используется нумерология — названия их фирм переводятся в цифры и обсчитываются в поисках проблем, мешающих бизнесу.

Клиенты побезумнее платят за анализ их астральных тел — особенно дорого обходится работа с седьмым астральным телом. Бывший сокурсник, вспомнив, как они писали шпаргалки по другой виртуальной идеологии — научному коммунизму, спрашивает: «Если бы советская власть не кончилась, ты бы кем был?» «Комсомольским работником, — с профессиональной улыбкой отвечает эзотерический коуч. — У них ведь была большая цель. И у меня есть большая цель — я не только помогаю людям спасти бизнес, я приношу в нашу страну новые смыслы!»

Бывшего сокурсника смущает пафос несостоявшегося комсомольского функционера, и он переводит разговор на обсуждение его семьи. Коуч рассказывает, как в автомобиль его дочери врезалась машина с пьяным полицейским за рулем. Полицейский вызвал сослуживцев при исполнении, и коучу пришлось звонить специальному знакомому, который прислал на разборку отряд специальных людей. «Стрелять стали?» — наивно ужасается сокурсник. «Зачем? Они поговорили, выяснили, что мои круче, и уехали, — поясняет коуч. — Я даже в суд подавать не стал — они сами своего наказали, и он все оплатил».

И с болью за судьбы страны добавляет: «С ужасом думаю, что бы было, если бы на месте моей дочери оказался простой человек!» Сейчас в петербургской кофейне он выглядит обычным провинциалом. Но у себя в городе он одновременно представляет постиндустриальную экономику и состоит в правящем сословии. Он продавец западных смыслов и отечественный феодал, с помощью дружины указывающий более слабому феодалу его место в средневековой вертикали власти.

Именно так функционируют крупные города в России — бурная постиндустриальность опирается на фундамент, прячущий феодальные взаимоотношения.

Конечно, термин «Средневековье» нужно употреблять аккуратно, как и другие исторические термины, при описании современности. Тем более сам этот термин может толковаться по-разному — даже временные границы Средневековья четко не определены.

Если его началом, как правило, считается исчезновение Западной Римской империи в V веке, то его окончание, по мнению разных историков, произошло либо в начале Возрождения, либо после падения Константинополя, либо с началом Реформации, либо после заключения Вестфальского мира, либо лишь после Великой французской революции. Это еще раз подтверждает наши ощущения, что Средневековье толком не закончилось, что оно всегда где-то рядом.

Сейчас, когда мы говорим «средневековый», мы вспоминаем не исторический период, а подразумеваем что-то жестокое, несовременное, негуманное. Тот, кто хорошо учился в школе, вспомнит о работающих на феодала крестьянах, о принципе «вассал моего вассала не мой вассал», об огромной власти церкви, о бесправии женщин. Из положительных качеств Средневековья вспоминаются лишь готические соборы и благородные рыцари, образ которых, правда, несколько потускнел вследствие развития феминизма.

Особого внимания заслуживает термин «Темные века», приписываемый Петрарке. Сейчас слово «Темновековье» хорошо подходит для описания того, что постоянно вылезает из-под глянцевой поверхности жизни российских городов.

Вполне возможно, подобные ежедневные страхи да и все ужасы русского XX века вдохновили русских философов ввести термин «Новое Средневековье» — об этом рассуждали и Николай Бердяев, и Питирим Сорокин, и Александр Зиновьев. Сейчас мода в Западной Европе на подобные концепции объясняется желанием осмыслить риски роста количества мигрантов, несущих с собой средневекового вида нравы.

Для описания современной России ряд российских социологов используют вполне правдоподобные модели, согласно которым наше общество подобно средневековому разделено на сословия — административных госслужащих, силовиков, военных, бизнесменов, врачей, учителей и т.д.

В таком обществе главным средством межсословного взаимодействия выступает коррупция, поэтому она непобедима в принципе. В подобных моделях региональные чиновники описываются как феодалы, а вверенные им регионы как феоды. Население феодов откупается от них оброком и в остальном само управляет своей жалкой судьбой, общаясь с себе подобными вполне в средневековом духе.

Средневековье может проявляться и в сферах, не связанных с государственной сословной вертикалью. Заимствованные из американских учебников правила корпоративной культуры — этого символа постиндустриального общества — часто внедряются российским бизнесом средневековыми методами. В одной из крупных российских компаний, хвалящейся своей финансовой прозрачностью, внутренний документ строго определяет правила офисной одежды для женщин — предписывается высота каблука, длина юбки, особо отмечается, что даже летом под страхом штрафа женщины должны носить колготки обязательно телесного цвета.

Так средневековый мужчина определяет правила поведения женщины, а она должна быть благодарна ему за благополучную жизнь в замке-офисе.

Встречаются и не задокументированные, но известные всем сотрудникам правила. В одной из крупных российских корпораций в приемной руководителя нельзя сидеть нога на ногу — нижние конечности скромно должны стоять рядом друг с другом, а ладони лежать на коленях. Это у себя в отделе ты феодал, бесконтрольно управляющий вассалами, но здесь ты сам вассал и должен выказывать сеньору определяемые традицией знаки почтения.

Но нам не нужны философы, социологи и журналисты, чтобы увидеть знаки Средневековья в обыденной жизни. Достаточно посетить станцию метро «Киевская» — там под мозаичным портретом Ленина бурлит дикая смесь народного постиндустриального капитализма и средневековых отношений: идет торговля титулами и индульгенциями — всевозможными справками, разрешениями на работу и медицинскими книжками, нечесаные молодые люди продают друг другу виртуальные доспехи — самодельные компьютерные устройства, работодатели вербуют вассалов — проводят собеседования. В это время на скамейке целительница наложением рук лечит модно одетого парня. У всех в руках разнообразные гаджеты, не мешающие их пользователям жить средневековой жизнью и верить в чудеса.

Символом этой каши из разных эпох, экономических укладов и технологий можно считать одну из мозаик на сводах станции — изображенный на ней говорящий по штабному телефону красноармеец выглядит современным казаком с сотовым телефоном, планшетом и ноутбуком.

Действительно, иногда кажется, что наша последняя надежда — это новые технологии. Именно они связывают поверх бездорожья удаленные районы страны, открывают подросткам из бедных семей весь мир, помогают одиноким бороться с одиночеством. Кто знает, может, именно высокие технологии облагородят неласковое к нам государство или даже где-то вытеснят его. Правда, оно очень хитрое и может придумать, как выжить в новых условиях.

В 1991 году социализм поменялся на капитализм, а государство осталось почти неизменным — многие советские чиновники даже сделали отличную карьеру. Так сейчас власти создают иллюзию открытости — вся разрешенная информация есть на государственных сайтах, а неразрешенную найти все труднее. На сайтах органов власти появляется все больше всевозможных голосовалок, создается иллюзия постоянной обратной связи.

Но внедрение интернет-голосования фактически вытеснило такой вполне эффективный инструмент борьбы горожан против застройщиков, как общественные слушания, — так внедрение новых технологий увеличивает феодальную зависимость населения от властей.

Здесь кроется реальная угроза Нового Средневековья, а не в телевизионной пропаганде традиционных ценностей — телевизор, в отличие от города вокруг, легко выключить.

Однако не все так плохо — некоторые новости кажутся средневековыми, но их таковыми считать не стоит. Например, протесты религиозной общественности против выставок, фильмов и производства презервативов в городе со словом «Бог» в названии — это знак постиндустриальных времен, хотя слова протестующие произносят вполне средневековые.

Средневековые люди не выходили на демонстрацию с плакатами, а либо бесправно терпели, либо устраивали кровавый бунт.

Когда современный человек одевается в русскую косоворотку и традиционные лапти и говорит о духовности, то сразу становится ясно — он ни к русской культуре не имеет отношения, ни к традиции. Такие борцы фактически используют методы современного искусства — я уже писал о том, как самые разные по идеологии силы используют приемы уличного акционизма или стрит-арта.

Они хотят добиться очень современных, отнюдь не средневековых результатов — пиара, паблисити и повышения личной капитализации. И надеются затем все это превратить в деньги — доказать властям свою нужность и припасть к бюджетным финансовым потокам. В нашем обществе много Средневековья, но оно не здесь. Вполне возможно, цель подобных акций — отвлечь общество от настоящих проявлений Средневековья. От настоящих угроз.

Да и на государство не стоит обращать большого внимания как на проводника идей Нового Средневековья. Наш государственный аппарат сейчас таков, что легко перенастраивается в зависимости от воли высшего политического руководства. Политологи пытаются выделить в эшелонах власти различные идеологизированные группы — вот эшелон либералов, а вот консерваторов, вот силовики, а вот западники-технократы. Но в разных ситуациях эти люди ведут себя по-разному — западники говорят о духовных скрепах, либералы закручивают гайки, а силовики начинают модернизацию.

В этом смысле наше государство давно можно считать постиндустриальным — оно стало сервисом, правда обслуживающим не население, а выполняющим указы сверху. Именно поэтому наше государство какой-то четкой идеологии — и тем более средневековой — не имеет.

Настоящие угрозы в другом. Каждое сословие нашего общества живет в своем мире, ориентируется на собственную систему ценностей, говорит на собственном языке, который не понятен другим сословиям. То есть слова-то русские, а смысл у них уже какой-то другой. Социологи исследуют общество, кажущееся единым, получают некие результаты и предъявляют их заказчику. А эти результаты могут оказаться бессмысленными, поскольку людей спрашивали на одном языке, а они вопрос понимали по-своему и отвечали на языке своего сословия.

Наша власть, считающая, что СССР развалился из-за того, что советское руководство не знало положения в стране, все время пытается понять подданных — известно, что одним из главных заказчиков различных соцопросов в последние годы стали госорганы разных уровней. Власть самодовольно узнает о 86% поддержки и строит свою политику, основываясь на этих данных. А на самом деле, эти 86%, отвечая на вопросы социологов, говорили о чем-то другом, своем, непонятном.

Поэтому непредсказуемо эти 86% могут превратиться если не в 86% протеста, то в 86% саботажа.

Как же нам жить в стране, состоящей из разных стран, говорящих на разных русских языках? Средневековье может закончиться Возрождением, а может и кровавой Буржуазной Революцией. Остается надеяться, что из нынешнего Средневековья мы будем выходить мирно и наступивший 2017 год не станет 1917-м. И есть большая надежда на европейскую цивилизацию, которая уже один раз переварила настоящее Средневековье, а затем и множество разнообразных Темновековий. А Россия — это, безусловно, Европа.

Но если не получится — попробуем стать благородными рыцарями с лазерными мечами или прекрасными дамами в нарядах из нановолокна.

Новости и материалы
Врач рассказала, кому летом стоит быть осторожнее на солнце
Крым оценит ущерб, нанесенный Украиной обстрелами полуострова
КСИР подтвердил, что найденными «источниками тепла» являются обломки
В Воронежской области объявили угрозу атаки БПЛА
В Ливии заявили о желании усилить сотрудничество с Россией
Хуснуллин анонсировал разработку мастер-плана развития Авдеевки
БПЛА обнаружил в районе поисков вертолета Раиси источник тепла
В Москве повысится стоимость проезда в городском транспорте
В Курской области объявили опасность атаки БПЛА
Представлен клип к саундтреку якутского фильма «Карина»
В Белгородской области объявили опасность атаки БПЛА
Полет турецкого БПЛА в Иране отслеживали более 200 тысяч человек
В КНДР заявили о повышении готовности к ядерному сдерживанию из-за США
В России исключили применение оружия по вертолету президента Ирана
Пожарные локализовали возгорание на востоке Москвы
Сотрудники парижских аэропортов во вторник проведут забастовку
«Ансар Аллах» запустила противокорабельную ракету над Аденским заливом
Путин провел совещание в связи с аварией вертолета президента Ирана
Все новости