Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Месть геополитики

О том, как малым странам выжить в меняющемся мире

Политолог

За последние тридцать лет на карте мире появилось более двадцати новых стран, признанных международным сообществом и включенных в Организацию Объединенных Наций. У многих из них в силу различных объективных и субъективных причин возникли территориальные конфликты с соседями, что в значительной степени способствовало торможению государственного и национального строительства.

Природа любого конфликта, вне зависимости от причины его происхождения, заключается в неизбежности его использования как местными элитами для решения своих узких задач, так и иными внешними традиционными и нетрадиционными акторами.

Одним странам удается существовать в крайне сложных условиях и по мере своего политического взросления выработать формулу для поддержания хрупкого баланса сил между наиболее влиятельными внешними интересантами. Другие находятся в ежедневном режиме выживания из-за ошибок и просчетов стратегического характера, недооценки потенциала противника, переоценки собственных возможностей и неспособности своевременно правильно интерпретировать интересы международных игроков.

Любое вновь возникшее государство, как правило, проходит через важнейший этап перехода от колониальной формы мышления к собственному государственному сознанию.

Смена языка, флага, герба и гимна являются исключительно атрибутными формами наличия государственности. В ее фундаменте должны быть основополагающие содержательные элементы: прочная система управления, построенная на принципе сдержек и противовесов, стабильные институты власти и сформированный базис политической культуры, в основе которой лежит принцип безусловной ориентации на закон.

В долгосрочной перспективе эти элементы являются строго обязательными для всех государств, но малые страны c солидной материальной базой могут в краткосрочном и среднесрочном отрезках выжить и развиваться в авторитарных формах.

Народы, лишенные естественных ресурсов, не могут позволить себе такую роскошь: их будущее напрямую зависит от качества государства.

Израиль может служить ярким примером этой сложной и длительной эволюции. Его отцы-основатели были представителями разных идейных течений (социалисты, правые националисты, умеренные), но все были убеждены в необходимости построения эффективных государственных институтов – гарантов внутренней и внешней безопасности. Никто из них, включая безусловного авторитета Давида Бен-Гуриона, не стремился использовать свое положение и популярность в качестве инструментов создания узко-властных кланов для удержания власти и ее дальнейшей передачи внутри своего круга.

Во многом это было связано с особенностью возникновения еврейского государства. Те, кто стояли у его истоков, пожертвовали всем ради идеи возвращения своего народа на Святую землю. Получение возможности иметь свою страну они считали лишь началом пути, а конечный успех видели в формировании условий для реализации экономического, технологического, военно-разведывательного и культурного потенциала на этой территории. Иными словами, изначально был задан вектор в сторону государственного строительства, что подразумевает абсолютную приоритетность общего над личным.

Будучи глубокими мыслителями и философами, архитекторы Израиля понимали важность создания разделительных линий между двумя базисами эффективного государства: организованным меньшинством и неорганизованным большинством.

В этом направлении они взяли основные идеи американских отцов-основателей Джеймса Мэдисона и Томаса Джефферсона, изменив лишь некоторые положения с учетом собственной национальной специфики. Таким образом, были заложены принципы правильного структурирования общества, где каждый осознает границы между личным, общественным и государственным пространством.

Пустыня, нет ресурсов, вражеское окружение и внешние манипуляции – вот стартовые позиции. Поэтому было крайне важно создать эффективные фильтры, не позволяющие некомпетентным людям и агентам иностранных сил попасть в органы, где принимаются ключевые стратегические решения. Без этого естественного иммунитета еврейское государство вряд ли смогло бы ответить на смертельные угрозы регионального и глобального характера.

Конечно, процесс был крайне сложным и болезненным. Каждая военная и дипломатическая победа давалась большой ценой. Это сегодня принято говорить «Израиль» и автоматически добавлять к этому «защита со стороны Соединенных Штатов» и могущественное еврейское лобби. Для признания Государства Израиль со стороны администрации президента Гарри Трумэна пришлось в срочном порядке начать работу по созданию первых произраильских групп влияния при содействии Всемирного сионистского конгресса.

Чтобы понимать, насколько было сложно добиться нужного результата, достаточно назвать противостоящую сторону – герой войны и госсекретарь Джордж Маршалл, ориентированный на исключительную поддержку арабского мира (нефтяной вопрос). Но в Иерусалиме понимали, что иного выхода нет и одержали победу благодаря ювелирно выстроенной лоббистской стратегии, основанной на возможности манипулирования голосами еврейской общины Нью-Йорка на предстоявших президентских выборах.

Сильная внешняя разведка, контрразведка и армия, хорошо организованные лоббистские структуры, сеть влияния на столицы великих держав, высокая доля влияния на мировой капитал, развитые технологии, передовая наука и медицина – все это не пафосные пропагандистские достижения, а жизненно важные условия для выживания и развития израильской государственности.

Ключевым уроком стали итоги Шестидневной войны 1967 года, когда Израиль сумел отразить агрессию коалиции арабских стран во главе с Египтом, занять Синайский полуостров, Сектор Газа и Западный берег реки Иордан. Внимательное изучение этого кейса покажет, какое давление оказывалось на Израиль, в том числе со стороны его ключевого союзника – Соединенных Штатов. Определенная часть еврейской элиты считала, что американцы никогда не предадут интересы Израиля и не позволят пересмотреть закономерные и справедливые итоги войны. Однако именно Вашингтон сыграл главную роль в подписании Кэмп-Дэвидских соглашений 1979 года, по которым начался процесс вывода израильских сил с Синая.

Тогдашний премьер-министр Израиля Менахем Бегин предпринял первые серьезные шаги для создания широкой сети воздействия внутри Америки. Именно его можно смело назвать отцом современного про-израильского лобби, источником влияния которого является не местное еврейство (оно всегда было настроено к Израилю по-разному), а могущественные евангелистские организации.

Бегин установил тесные отношения с ведущими пасторами в США, мнения которых не могли игнорировать на региональном и федеральном уровнях (паства – это голоса и пожертвования). Так возникла идеология евангелистского сионизма, ставшая основой внешнеполитической линии республиканских и значительной части правых демократических элит. До сегодняшнего дня еврейское государство постоянно совершенствует свои лоббистские инструменты, ищет новых союзников (активная работа с индейскими племенами, греками и латиноамериканцами), взращивает новых лидеров.

Вся эта титаническая работа была проделана с одной целью – влиять на политику своего стратегического союзника на Ближнем Востоке. А если быть корректнее – сделать невозможным игнорирование интересов Израиля в процессе выработки и принятия решений.

Результаты не приходят мгновенно: пришлось ждать 40 лет, чтобы Соединенные Штаты перенесли свое посольство из Тель-Авива в Иерусалим и признали израильский суверенитет над Голанскими высотами. Можно с уверенностью утверждать, что если бы про-израильские группы действовали эмоционально (например, после Ословских соглашений при Клинтоне), занимаясь банальной критикой Белого дома и выдвижением эгоистических максималистских требований, то сегодняшние достижения были бы невозможны.

Очевидно, что новая администрация Байдена будет оказывать давление на израильские власти в вопросе строительства еврейских поселений на Западном берегу и стремиться вернуться к ядерной сделке с Ираном. Однако Израиль спокоен: границы израильских интересов в Вашингтоне надежно защищены, а все остальное – политический процесс, где-то можно добиться успеха, а где-то придется смириться с неудачами и потерями.

Даже Ирландия, имеющая несравнимую с любой страной мира поддержку со стороны Штатов, не может моментально и исключительно по своему хотению решить Ольстерский конфликт в свою пользу. Это было невозможно и в 60-х, когда президентом Америки был ирландец-католик Джон Кеннеди, и будет нереально сейчас при другом ирландце-католике Джо Байдене.

Так случится не потому, что они не преисполнены особыми чувствами к родине своих предков. Напротив – именно семьи Кеннеди и Байденов-Блуиттов стояли у истоков создания ирландско-католического лобби, которое стало ключевым фактором в победе Ирландии над могущественной Британской империей в войне за независимость. Сегодня Дублин – особо ценная для Америки столица, и ее безопасности ничего не грозит.

Стоит отметить и тот факт, что США не допустят и ущемления прав ирландских католиков Северной Ирландии. Но будущий политический статус этого края будет зависеть исключительно от последовательной работы сторонников объединенной Ирландии. Одно можно сказать точно: ни одна из великих держав не будет открыто и в одностороннем порядке играть на их стороне.

Проблема большинства постсоветских государств заключается в неадекватном восприятии системы международных отношений.

Грузия и Украина всерьез верили, что можно проигнорировать интересы России как великой державы и сменить свой геополитический лагерь без каких-либо последствий. При этом их элиты думали, что одной готовности стать «другими» достаточно, а политическая и финансовая поддержка будет обеспечена за их желание стать частью Запада. Новые власти в Армении также надеялись, что тотальная поддержка со стороны ЕС и Соединенных Штатов гарантирована исключительно за то, что страна встала на путь построения демократического государства.

Свобода и демократия – прекрасные политические продукты, но сотни примеров последних ста лет показывают, что Запад их только продает, но не покупает и очевидно не оплачивает их нормальное функционирование.

У России нет продуктов со столь красивыми и привлекательными обертками на экспорт, она готова предлагать только реальные вещи, которые могут показаться скучными и топорными.

Один из таких продуктов – безопасность. Одним народам бывших советских республик казалось, что это естественное состояние, реальных угроз нет: они выдуманы Россией, чтобы пугать и манипулировать. Другие были уверены, что гарантии безопасности со стороны основного союзника неизменны и поэтому можно не только не заниматься государственным строительством, но и пытаться усидеть на нескольких стульях. Во внешнеполитической диверсификации нет ничего плохого, наоборот – она помогает минимизировать ряд рисков, связанных с чрезмерной ориентацией на один центр.

Однако это могут позволить себе только те малые страны, которые имеют достаточно внутренних и внешних ресурсов для преодоления неизбежных последствий конкретных решений. Кремль – один из самых прагматичных игроков в мире: его политика выстраивается из строгих расчетов и в некотором смысле зависит от степени положительного, отрицательного или нейтрального восприятия того или иного субъекта.

Те страны, которые понимают это и могут на основе этого понимания выстроить правильную и последовательную линию диалога, будут иметь безоговорочное преимущество перед остальными.

В меняющемся мире малые страны обречены в каждодневном режиме доказывать свое право на существование.

Модель их развития зависит от уровня зрелости нации, правильного использования имеющихся ресурсов, политического терпения и, самое главное – от четкого понимания долгосрочных целей и задач.

Наиболее трудолюбивые страны могут в той или иной степени пытаться повторить израильский или ирландский опыт, другим будет проще принять решение войти под конкретный зонтик, третьи будут продолжать политику банальной покупки влияния, пока ресурсы не закончатся и тогда придется искать иные способы выживания. Те же, кто не смогут прагматично и хладнокровно осмыслить происходящие процессы и выработать правильные формулы, будут находиться в состоянии перманентных внутренних и внешних стрессов.

Новости и материалы
В Минкульте уточнили неполучение фильмом с Ургантом прокатного удостоверения
Волгоградца, удерживавшего пятерых детей в квартире, отправили под стражу
Оксана Самойлова в микрошортах отправилась в Лувр с мужем
В голове Кеннеди-младшего нашли червя
В Греции отказались поставлять Украине системы ПВО
В посольстве РФ высказались об ограничительных мерах Британии против РФ
Клиенты обанкротившейся FTX могут получить вложенные средства обратно
В аэропорту Шереметьево пьяный пассажир опоздал на рейс и избил пограничника
Главы государств ЕАЭС приняли решения по углублению сотрудничества
Названо число концертов, которые российские артисты дали на СВО
Российского пенсионера заставили извиняться за прослушивание «фашистской» музыки
Детский сад заплатил 50 тысяч рублей компенсации за грубое обращение с ребенком
Российского спортсмена лишили нейтрального статуса за лайки под видео с Путиным
Еврокомиссия подтвердила соглашение об экспроприации доходов от активов России
На Украине повреждена крупная ГЭС
Пескова позабавил дипфейк с его благодарностью Дурову
В Ростове школьник угнал у отца машину и устроил ДТП
Украинка спасла актера Смоктуновского после побега из плена
Все новости