Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Невозможного нет, есть только трудное

Политолог

Теодор Шанин… сегодня многие вспоминают это имя в связи с печальным известием о его кончине, случившейся в ночь на 4 февраля. Мне посчастливилось познакомиться с Теодором в 2010 году. Тогда я пришел работать в Московскую высшую школу социальных и экономических наук, широко известную как «Шанинка», потому что ее основателем и президентом был как раз Теодор Шанин.

Кто такой Теодор Шанин? Если совсем коротко – великий человек. Да, такие еще встречаются среди нас, хотя и все чаще, увы, в прошедшем времени. Биография Теодора столь богата, что может рассказать нам об истории сразу двух столетий получше любого школьного учебника.

Родившись в 1930 году в Вильно, на тот момент находившемся в составе Польши, в 10-летнем возрасте Теодор вместе с матерью оказался в ссылке в Сибири. Потом несколько лет в советской Средней Азии, возвращение в послевоенную Польшу и короткий период во Франции.

В 17-летнем возрасте Теодор, вступив в ряды Пальмаха, сражался за независимость государства Израиль. Затем была учеба в Иерусалимском университете, социальная работа, общественная борьба, преподавание в Университете Хайфы и новый жизненный поворот: переезд в Великобританию, ученая степень доктора в Университете Бирмингема, работа в Шеффилде, профессорская и деканская позиции в Манчестере.

Последнюю треть жизни с начала 1990-х годов Теодор Шанин посвятил работе в России.

Это началось в годы Перестройки, которую сам Теодор называл периодом «огромного оптимизма, невероятной открытости». Шанин увлекся Россией еще раньше, когда в 1960-х годах, приехав в Англию, занялся изучением русского крестьянства. «Черт с этим, буду писать про коровьи хвосты», – так сам Теодор вспоминал о своем согласии с темой исследования, которую предложили ему в Бирмингеме.

Однако спустя совсем малое время он не просто влюбился, открыв для себя и других новую область знания, а написал сразу несколько книг о русской деревне и русской революции. Стал тем человеком, который вернул России и миру имя Александра Чаянова, выдающегося отечественного экономиста и антрополога, сгинувшего в мясорубке сталинских репрессий и забытого на долгие годы.

Теодору были близки идеи и взгляды поколения советских «шестидесятников».

Не только потому, что, состоя в коммунистической партии Израиля, после XX съезда он, будучи еще совсем молодым человеком, вместе с остальными однопартийцами живо переживал и обсуждал тезисы доклада Хрущева «О культе личности Сталина».

Революция и ложь несовместимы – это стало основой убеждений левых интеллектуалов, сформированных 1956 годом.

В равной степени Теодор оказался человеком европейского 1968 года, заставшего его в Университете Бирмингема, когда английские девушки на его глазах танцевали твист под «Интернационал». То были времена «веселого протеста» студентов, в результате которого общества в странах Западной Европы стали менее формальными, более демократичными и толерантными.

В годы Перестройки, став частым гостем в Советском Союзе, Теодор Шанин быстро сошелся и сдружился с целой плеядой выдающихся представителей шестидесятнической интеллигенции. Социологи Татьяна Заславская и Юрий Левада, историк Виктор Данилов, философ Мераб Мамардашвили, публицист Отто Лацис и многие другие из тех, кого давно нет вместе с нами, но чей вклад в отечественную науку и общественную жизнь 30-летней давности трудно переоценить.

Проникнувшись глубокой симпатией к своим коллегам в России, Теодор решил помочь им стать частью большого мира, дорога в который, казалось, была открыта с падением «железного занавеса».

Так возник амбициозный и на первый взгляд абсолютно нереалистичный проект нового российского университета мирового уровня.

Научившись у своих западных коллег передовым методам работы, сохранить и развить свою собственную культуру и идентичность – такова была задача, из которой родилась Московская Школа Теодора Шанина, ставшая пионером сразу в нескольких академических областях в современной России, включая социологию и политическую науку.

Находясь внутри Шаники, мне трудно рассуждать об успехе этого проекта, но важно, что он продолжается уже 25 лет и будет продолжаться дальше.

В самом конце прошлого года Александр Архангельский опубликовал книгу «Несогласный Теодор», роман, записанный автором от первого лица, где Шанин – герой-рассказчик. Книга вышла в серии «Счастливая жизнь», и это действительно большое счастье! Теперь каждый желающий может прикоснуться к огромному миру, целой вселенной, которую представляла собой жизнь Теодора Шанина. Нет смысла пересказывать ее в короткой колонке, лучше найдите книгу и прочитайте сами. Наверняка у каждого из вас в результате возникнет свой образ Теодора.

Так получилось, что мы общались с Теодором все последние десять лет его жизни, встречаясь и беседуя о работе, об истории, политике и просто о жизни. Это примерно треть от той заключительной трети жизни, которую Шанин провел в России. Не так много, но я счастлив, что смог на какое-то время соприкоснуться с ним, увидев мощный свет его души.

Какие уроки я выучил благодаря Теодору?

Первый и главный шанинский урок – никогда не надо себя жалеть.

Мы, люди, рожденные в конце XX века, слишком избалованы комфортом и стремимся к нему в первую очередь во что бы то ни стало. Личное благополучие стало главным нашим фетишем, ради которого мы готовы пожертвовать всем остальным, проведя свою жизнь в бесконечной погоне за потребительским счастьем, так и не постигнув, в чем счастье истинное. На комфорт многие из нас разменяли не только свои убеждения, но и свободу и само достоинство.

Люди, прошедшие прошлый век сполна, были другими: служение идеалам истины, добра и красоты было для них много важнее последней модели смартфона и обеда в модном заведении. Они знали, что не надо бояться жертвовать собой, ибо жизнь все равно скоротечна, и важно, на что ты ее тратишь.

Второе правило Теодора – человек должен иметь убеждения и уметь за них драться.

«А знаешь, какой у нас еврей? Дерется! И не только дерется, а по польской литературе пятерки получает», – так говорили о Теодоре его соученики по лодзинской школе, в которой он получил свой аттестат зрелости. Таким Шанин был всегда, каждый раз не ленившийся открывать для себя новые области знания и не боявшийся сражаться за свои взгляды, отстаивая добро и справедливость.

Да, быть справедливым – еще одно правило Шанина.

Он дрался не ради драки, а защищая того, кто слабее, не боясь бросить вызов сильному. «Не смей называть людей змеями только потому, что они других убеждений или национальности», – сказал он однажды своему коллеге на заседании ученого совета Университета Хайфы, требовавшему уволить одного преподавателя-араба на основании одного его происхождения.

Позднее Теодор упрекал приезжавших в Москву американцев в эгоизме в отношении российских ученых: «Нет, я не русский, но это мои друзья». И стал думать, чем может помочь России. В свое время он помог Израилю с винтовкой в руках добиться своей независимости. Нам, русским, он дал свои знания и связи. Сможем ли мы сполна воспользоваться его подарком, зависит только от нас.

Когда-то Теодор под чужим именем приплыл из Марселя в Палестину на пароходе с весьма символическим именем «Марафон». За свою долгую жизнь он пробежал сразу несколько марафонов, каждый раз начиная с нуля и быстро добиваясь не просто успеха, но лидерских позиций. Его жизнь была сложной, переполненной трудностями и препятствиями, и именно поэтому она оказалась такой счастливой. Каждый раз он находил силы, чтобы двигаться дальше.

Теперь его марафон завершен.

Солдат, общественный деятель, ученый, педагог. Социолог, историк, родоначальник направления крестьяноведения в мировой науке, свидетель и участник многих исторических событий. Все это о Теодоре Шанине. Но достаточно ли этих слов, чтобы описать его жизненный путь? Нет, конечно, это далеко не все слова, которые можно о нем сказать. Их скажут еще очень многие. Каждый – свои.

Куда важнее, однако, не просто помнить о нем, но продолжать начатое им дело служения на ниве науки и просвещения, следуя его урокам и заветам. Теодор очень не любил, когда начатое бросалось на полпути, он всегда подхватывал недоделанное и доводил до конца.

«Невозможного нет, есть только трудное!» – давайте всегда следовать этим его словам во всем и везде, где можем.

Новости и материалы
В Греции отказались поставлять Украине системы ПВО
В посольстве РФ высказались об ограничительных мерах Британии против РФ
Клиенты обанкротившейся FTX могут получить вложенные средства обратно
В аэропорту Шереметьево пьяный пассажир опоздал на рейс и избил пограничника
Главы государств ЕАЭС приняли решения по углублению сотрудничества
Названо число концертов, которые российские артисты дали на СВО
Российского пенсионера заставили извиняться за прослушивание «фашистской» музыки
Детский сад заплатил 50 тысяч рублей компенсации за грубое обращение с ребенком
Российского спортсмена лишили нейтрального статуса за лайки под видео с Путиным
Еврокомиссия подтвердила соглашение об экспроприации доходов от активов России
На Украине повреждена крупная ГЭС
Пескова позабавил дипфейк с его благодарностью Дурову
В Ростове школьник угнал у отца машину и устроил ДТП
Украинка спасла актера Смоктуновского после побега из плена
В России заметили рост ВВП
В Киеве переименовали проспект, названный в честь газеты «Правда»
ЮНЕСКО отправит на Луну капсулу с 275 языками Земли на случай глобальной катастрофы
Экс-легионер «Зенита»: все мои друзья хорошо относятся к русским и к Путину
Все новости