Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Просто прошел первый шок от мракобесов»

Марат Гельман рассказал «Газете.Ru» о том, кто решился провести в Петербурге выставку Icons, ранее отмененную из-за ее «неблагонадежности»

Марат Гельман рассказал «Газете.Ru» о том, кто решился провести в Петербурге выставку Icons, ранее отмененную из-за ее неблагонадежности, какое отношение к религии имеют представленные работы и зачем на экспозицию придут священники и ученые.

Выставку Icons, собранную куратором Маратом Гельманом, представляющую работы 25 российских художников на тему образа иконы в современном мире, все-таки покажут в Петербурге. Она откроется в арт-пространстве «Ткачи» 29 марта, сообщили «Газете.Ru» организаторы выставки. Альма-матер проекта стал возглавляемый Гельманом музей современного искусства PERMM, однако за пределами уральского города выставка пережила ряд удивительных приключений. В мае 2012 года Icons планировали показать в Краснодаре в рамках фестиваля «Ночь музеев», однако торжественное открытие было сорвано активистами православной и патриотической общественности и казачества — дошло до драк, разнимать которые приехала полиция. В Санкт-Петербург Icons должна была приехать в ноябре прошлого года; одним из экспонатов должна была стать работа британского художника Дэмиена Хёрста. Но после предложения организатора — фонда Rizzordi Art Foundation — перенести ее на конец 2013 года в связи с «неблагоприятной атмосферой в городе» выставка была отменена куратором. Марат Гельман рассказал «Газете.Ru» о том, почему выставку все-таки решено было проводить, зачем в ее программу включены дискуссии на острые темы и что изменилось в атмосфере города на Неве.

— Марат Александрович, чья была инициатива все-таки провести неблагонадежную выставку?

— Надо иметь в виду, что после того, как фонд Rizzordi Art Foundation под давлением властей отказался от выставки, я получил не одно, а несколько предложений: питерская среда не сложила руки, чтобы понаблюдать, как город превращают в замшелую провинцию. И из нескольких предложений я выбрал одно. Сыграло свою роль и то, что три года назад именно в «Ткачах» мы делали фестиваль «Пермский период в Питере»; там же я делал выставку «Видение» нашего музея PERMM. В «Ткачах» есть пространство, которое подходит для выставки. Ну а главным было то, что мне было понятно: эти люди не поддадутся никакому давлению. Второй раз отменять не хочется.

— Когда вы говорите о давлении – имеете в виду давление православной общественности или власти?

— Что касается предыдущей отмены, то мне уже потом стало известно, что у основателя фонда Rizzordi Art Foundation (возможно, он современный человек, интересующийся искусством) есть родственные связи в администрации Полтавченко. И пусть вопрос в том, под влиянием чего принималось то решение, православной общественности или они сами так решили, но я уверен, что в администрации попросили Rizzordi Art Foundation выставку не делать. Фонд написал нам письмо, что сейчас в городе плохая обстановка с напряженной атмосферой. То есть если говорить официально, то фонд сослался именно на общественность. Но для меня очевидно, что речь идет о давлении власти. Я тогда ответил, что плохо, когда люди, занимающиеся искусством, вынуждены проявлять некий героизм; но если ты не можешь говорить власти «нет», то лучше заняться чем-то другим. Мы не можем требовать, чтобы люди были героями.

— А «Ткачи» готовы морально противостоять давлению?

— Мы обсуждали это — они заверили, что не будут поддаваться давлению.

— В отзывах на выставку указывается, что, несмотря на название, в ней практически нет эпатирующих экспонатов.

— Это абсолютная правда. Дело в том, что эту выставку я задумал как пространство для спокойного и нескандального разговора между художниками и верующими, между церковью и искусством. Потому что нет ситуации, когда в этом конфликте кто-то выиграет. Нет ситуации, что, как многие говорят, этот конфликт заложен и обязателен.

У нас есть общее наследство, культурное наследство, — иконы, евангельский текст, которые одновременно являются сакральными предметами для верующих. Поэтому этот разговор должен быть, но он приведет к положительному результату, когда состоится. Пока что такой разговор никак не может состояться, и, к сожалению, сама возможность какого-то разговора у многих вызывает неадекватную реакцию. На выставке нет ни одной работы, которая бы даже в ироничном ключе интерпретировала религиозный текст или икону, или, например, «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи — а ведь таких работ очень много, и они могут быть интересны. А на этой выставке подобных работ нет.

— Обещано, что выставка станет в числе прочего и площадкой для обсуждения проблем современного искусства. Что это за формат? Кто с кем будет говорить?

— Пока я не хотел бы разглашать некоторые вещи. Но и в церковных кругах, в том числе и достаточно высоких, есть люди, которые понимают, как и я, необходимость подобного диалога. И они прикладывают усилия, чтобы состоялась некая конференция; но пока ведутся переговоры, и о конкретных договоренностях говорить рано.

На выставке Icons были священнослужители, религиозные философы; в Перми состоялась небольшая конференция религиоведов. И священники, даже в Краснодаре, которые были на выставке, отнеслись к ней положительно; они объясняли, что выступали не против выставки, а против моей позиции по Pussy Riot. Надо иметь в виду, что открытие выставки в Краснодаре наложилось на прошедший неделей раньше пятитысячный митинг против Pussy Riot и ажитация в крае была вне зависимости от Icons.

Но это было тогда. Сейчас новые обстоятельства, важные и для Питера: прошел первый шок от мракобесов, и питерский истеблишмент сделал свой выбор — он не хочет, чтобы Петербург превратился в вотчину людей, которые не ходят в музеи в принципе. Людей, которые ходят только туда, где можно что-то запретить или организовать какой-то скандал.

Сейчас в Петербурге что-то поменялось. Нам предлагали сделать Icons практически сразу — но мы взяли паузу, чтобы посмотреть, что будет с городской общественностью. И очень любопытно, что город начал защищаться. Поэтому я очень надеюсь, что на этот раз всё пройдет спокойно, может быть даже чуть-чуть скучно.

Когда мы сделали эту выставку в Перми, посетители искали — против чего все возмущались? Бывают выставки с острыми работами, но здесь же нет острых работ! Это та площадка, где человек, даже сверхлояльный к церкви, глубоко воцерковленный, не почувствует дискомфорта.

— Вам приходилось слышать упреки, что любые провокационные — пусть и всего лишь по названию — выставки Марат Гельман делает для пиара? В чем суть этого и других проектов для вас?

— Моей галерее уже 20 лет, я сделал около 500 выставок — и это лишь третья, которая имеет отношение к данной проблематике. В моем творчестве как куратора место этой темы — был ли это мусульманский проект группы AES+F, евангельский проект Врубеля или вот эта Icons — гораздо меньше, чем в нашем обществе. Мы вовсе не сфокусированы на ней. Просто так получается: галерея Гельмана делает в год 15 выставок, из них одна или две — острые.

Так как люди на выставки не ходят, а только читают о них, то читают они только об одной или двух. А вот выставка тонкого романтика Бродского, живописца Кошлякова, графика Каллимы — они проходят для этих людей незамеченными просто потому, что в них нет вот этого социального компонента. И получается такое восприятие — Гельман делает только острые выставки.

А художественная среда — это отражение реального мира.

— Получается буквальное соответствие классической формуле «не видел, но скажу»?

— А знаете, почему куда меньшее внимание общественное мнение уделяет современной литературе? Ведь там встречаются куда более острые сатиры на нашу жизнь, в том числе и политическую. Просто книги надо читать, а для этого нужны специальные усилия. А картинку с выставки можно мгновенно увидеть в интернете.

— К тому же выставка — это место, где эта социальная острота концентрируется в одних стенах — стенах выставочного зала. В отличие от литературы.

— Но ведь смогли же борцы с Набоковым отыскать, где выступить против «Лолиты», и кинули бутылку в дом-музей…

Icons — это попытка отразить то, что происходит сейчас в художественной среде. Специфика выставки в том, что ни одна работа для этой выставки не была сделана специально, ни одна из них не была заказана куратором. Эти работы существовали в разное время в разных других контекстах. Icons — это выставка-исследование того, как современный художник работает с религиозным текстом. Работает, кстати, по-разному: один делает иллюстрации, другой пытается вникнуть. Некоторые из художников — очень верующие. Так, например, «Евангельский проект» Дмитрия Врубеля родился из того, что художник каждый день читает Новый Завет, начинает размышлять и подбирает из ленты фотоагентства снимок, наиболее подпадающий под тот или иной стих, — так утверждается актуальность Евангелия.

А что касается пиара — так теперь называется любое событие. Точнее, медийный шлейф вокруг события. Что ж, это работа современного художника — находить остроту и добавлять ее в жизнь.

Новости и материалы
Звезда «Склифосовского» раскрыла отношение к суррогатному материнству
В Думе предложили рассматривать налоговые изменения в увязке с бюджетным пакетом
Новосибирец обстрелял дверь соседа и стал фигурантом уголовного дела
В Турции раскритиковали МУС за сроки выдачи ордера на Нетаньяху
Россиянке во время ЭКО подсадили материал чужого мужчины
Двое волгоградцев напали на водительницу трамвая, требуя подвезти до больницы
Плющенко перенес пятичасовую операцию
Девочка из Калининграда выпала из окна вместе с матерью и попала в больницу
Российский подросток устроился на подработку к мошенникам и попался полиции
Путин освободил Левицкую от должности своего советника
Россияне начали снижать затраты на путешествия
В Минфине США назвали главную тему предстоящих встреч в формате G7
На всей территории Украины запущена воздушная тревога
Орлов рассказал, мог ли матч «Ахмат» — «Зенит» иметь договорной характер
Программу дальневосточной и арктической ипотеки распространили на участников СВО
Жителей японского города напугали 9 световых столбов в ночном небе
Китай продолжает пользоваться своим энергетическим преимуществом
У пассажира такси на Кубани изъяли девять килограммов мефедрона
Все новости