Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Меня зацепил факт капремонта в невесомости»

Продюсер Бакур Бакурадзе о фильме «Салют-7»

В российском прокате идет «Салют-7» — героический фильм-катастрофа про советских космонавтов, сумевших в экстремальных условиях починить космическую станцию. В основе истории лежит подвиг Владимира Джаннибекова и Виктора Савиных. Режиссером выступил Клим Шипенко, а продюсером — неожиданно — автор радикальных авторских фильмов «Шультес» и «Брат Дэян» Бакур Бакурадзе, с которым «Газета.Ru» встретилась после премьеры.

— Это очень странная история: вас знают как режиссера радикального авторского кино, и тут вы продюсируете совершенно зрительское, «большое» кино, с идеей которого, насколько я знаю, сами и пришли к Сергею Сельянову. Как так вышло?

— Меня на эту историю натолкнули Чупов и Меркулова (Алексей Чупов и Наталья Меркулова — сценаристы картины, ставшие известными после картины «Интимные места» — прим. «Газета.Ru»). Я сказал, что мне эта идея очень нравится, и попросил набросать сценарий. Они буквально за две недели каким-то чудом, находясь не в России, написали практически весь текст. Были, конечно, проблемы — вторая часть получилась немного скомканной —, но в целом это получалась большая история, чуть ли не на четыре серии. Я показал сценарий Сергею Сельянову. Тот сказал, что ему интересно, но сейчас он не готов за это взяться. С этого момента прошел еще год до запуска фильма в производство. За это время мы несколько раз возвращались к проекту, я старался адаптировать этот сценарий, и

через год Сельянов позвонил и сказал, что чувствует, что такой фильм нужен.

— А что вам лично было интересно в этом сюжете? Кино получилось для вас совсем не типичным.

— Да почему же. Мы же всегда при помощи кинематографа исследуем человеческое нутро, пытаемся понять, кто мы такие. Мы любим драматические истории,

аккумулируем человеческие драмы и интерпретируем их в том или ином формате.

Авторское кино исследует человеческую природу с антропологической точки зрения, но и зрительское кино тоже занимается теми же вопросами, просто в более традиционном, повествовательном ключе. Я никогда не хотел снимать такое кино как режиссер, но

как продюсера и зрителя меня подобные фильмы всегда интересовали.

Впрочем, я и здесь попытался привнести свой принцип построения кинематографической речи. Интересно, каким будет результат. Если зритель воспримет это — здорово, если нет — я все равно остаюсь при своем мнении. Если зритель не готов сегодня, он будет готов чуть позже.

— Но наверняка же вам интересно было бы снять эту истории по-своему. Это совсем невозможно с финансовой точки зрения? Такая возможность не рассматривалась?

— Невозможно, конечно. Нет, была такая мысль в какой-то момент. Мы даже говорили про это с Сельяновым. Это был бы очень радикальный проект, который был бы интересен нам, но вряд ли нам удалось бы дойти с такой картиной до зрителя. Была еще идея сделать «мокьюментари» — взять нынешних космонавтов, сделать какие-то реконструкции… Но Сельянов тогда сказал, что мы в этом случае выпадем из понятия «большое кино» — в том смысле, в котором эти слова понимают в нашем пространстве, в нашей стране. Мы пока не можем вносить кардинальные изменения в то, что собой представляет российское зрительское кино, ломать его законы. В американском кино зрители еще как-то воспринимают эксперименты, но наше собственное кинопространство очень консервативно.

Зритель по-прежнему опирается на вкус, привитый советским кино.

Это не значит, что ничего менять не надо, но делать это надо очень постепенно.

— Можете коротко сказать, о чем для вас лично эта история? Чем она вас зацепила? Вряд ли ведь возможностью поработать со спецэффектами и компьютерной графикой.

— Меня зацепил сам факт, как сказать, капитального ремонта в космосе. Сами подумайте: разобрать, собрать, и все это в условиях невесомости, когда ты один оторван от мира и никакая помощь к тебе не придет. Кроме того, меня всегда интересовал космос, я на каком-то клеточном уровне понимаю, что Гагарин — это герой.

Нужно быть очень бесстрашным человеком, обладать каким-то невероятным сердцем, чтобы улететь туда и вернуться.

— Известно как раз, что Гагарин был единственным из кандидатов в полет, кто признался в том, что ему страшно.

— Ну, конечно, страшно, космонавты сами в этом признаются. Но там есть такая вещь… Джаннибеков мне в разговоре про это сказал: «Срама боялся». У них какие-то свои представления обо всем… Ну а возвращаясь к вашему вопросу — сами подумайте. Два человека в открытом космосе представляют свою великую страну, весь мир завороженно наблюдает... Мне кажется, этот сюжет совершенно точно заслуживает того, чтобы привлечь к нему внимание кинозрителей.

— Я помню, два года назад на «Кинотавре» вы представляли фильм «Брат Дэян» и на своем мастер-классе после показа настаивали на том, что традиционную драматургию нужно ломать, и вот теперь вы продюсируете совершенно конвенциональную в этом смысле картину…

— Я говорил о более осмысленном, авторском кинематографе. Мне кажется, что современное авторское кино становится все ближе к жанровому. Последние триумфаторы — Звягинцев, Эстлунд — это жанр. Почему это происходит, непонятно. Особенно учитывая, что совсем недавно был сделан большой шаг вперед: Лисандро Алонсо, Альбер Серра, Карлос Рейгадас… Они залезли в какие-то очень глубокие дебри, открыли какие-то ворота, какие-то новые возможности кино. Просто, понимаете…

Драма — это очень узконаправленный жанр, в ней нет объема, на самом деле, не о чем особенно размышлять.

В этом смысле я против драмы в авторском кино. То есть она может быть, но не должна стать основным, а то и единственным вектором его развития. Кинематограф зашел очень далеко, он нашел какое-то новое понимание, что ли, реализма. Классическая драматургия мутировала, видоизменилась. А теперь происходит этот откат, который раздражает — в ХХI веке я должен смотреть авторское кино, похожее на античный театр. Но это касается авторского кино. Что же до зрительского, то там все эти традиционные законы драматургии совершенно правомерны.

— Ну да, только если бы все было так хорошо, то у людей было бы к российскому кино больше доверия, а его нет, по большому счету, ни там, ни там…

— Потому что часто в фильма нет поиска… Нет, у российского кино, конечно, есть очень серьезные проблемы. По моему мнению,

отечественный кинематограф сейчас становится похож на Болливуд.

— Индийское кино, кстати, сейчас, наоборот, на подъеме.

— Да, вы правы. Причем не только зрительское, но и авторское — я видел несколько очень крутых фильмов. Но это в последние десять лет, вы же сами знаете. Мне, знаете, один раз Александр Гордон сказал такую вещь: мол,

может, для развития российского кинематографа надо закрыть границы и вообще не показывать никакое мировое кино.

Я сказал, что, да, Саша, отличная шутка, но я в корне не согласен.

— Да и как закрыть границы, с учетом интернета.

— Если не будет фестивальных показов нашего кино там и иностранного кино здесь, то разовые показы и интернет их не заменят. Поле станет инвалидным. Нужно иметь площадки, где мы это смотрим, обсуждаем. Когда человек, режиссер, сидит дома, один что-то такое смотрит, но ему некуда транслировать то, что он делает, он становится одиноким и маргинальным. Причем самое опасное, что у такого человека теряется способность рефлексировать по поводу окружающей жизни.

— Тогда в заключение расскажите, вы сейчас что-то снимаете? Или собираетесь снимать?

— Я написал сценарий, который, скорее всего, буду снимать весной. Это очень камерная история: мужчина и женщина, находящиеся в одной квартире… Говоря простыми словами, они понимают, что созданы друг для друга, но претерпевают некоторые сложности, которые всегда бывают в жизни. Причем возникают эти трудности не случайно, а вполне закономерно. Люди пытаются разобраться в ситуации не на уровне споров, а на уровне понимания друг друга.

— А в какой стадии сейчас картина?

— Я примерно понимаю, что и как мне нужно сделать. Сейчас буду искать деньги. Минкульт с финансированием этого проекта мне, к сожалению, отказал.

Хотелось бы возразить — надеюсь, удастся сделать это при помощи картины.

Только поймите правильно, я ни в коем случае не хочу критиковать экспертный совет министерства. Он просто отражает, какой кинематограф нужен людям. Мне кажется, что кинематографу нужно то кино, которое я делаю.

— Мне тоже так кажется.

— А вот экспертный совет считает, что сейчас без этого можно обойтись. Но я все равно буду пытаться доказать обратное — в этом ведь и есть интерес жизни (смеется).

Новости и материалы
В Харьковской области произошел взрыв
Маркетолог рассказал о лайфхаках, как избежать неудачи при распродажах
В Курской области объявили опасность атаки БПЛА
Бухарест обсуждает возможность передачи Киеву системы Patriot
ЕС может ввести новые ограничения против российских СМИ
РАН извинилась за недопуск ученой на собрание
Китайский Haopin анонсировал купеобразный седан в стиле Tesla
В зоне СВО замечено новейшее российское оружие
В США могут вторгнуться суперсвиньи
В 100 тыс. Toyota и Lexus обнаружена опасная неисправность
Политолог заявил, что Западу теперь стало проще избавиться от президента Украины
Совместное предприятие Geely и Baidu выпустило кроссовер с запасом хода 720 км
Сийярто объяснил, почему политики в ЕС не признают провал по Украине
ВСУ обстреляли Макеевку из HIMARS
Глава МИД Венгрии назвал покушение на Фицо результатом кампании ненависти в Словакии
Венгрия не определилась по поводу участия в саммите по Украине
Семак назвал завершившийся сезон самым сложным в карьере
Улицы российского города ушли под воду из-за ливней
Все новости