Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«На острие» фестиваля: рецензия на финальный фильм ММКФ-2020

На суд кинокритиков и широкой публики представлена первая российская картина об искусстве фехтования

В столичном кинотеатре «Октябрь» завершил работу 42-й Московский кинофестиваль, который в этом году по понятным причинам был перенесен с весны на осень. Победители стали известны в четверг, а закрывала кинофорум в этом году лента «На острие» режиссера Эдуарда Бордукова, посвященная очень красивому и аристократичному, и одновременно захватывающему виду спорта — фехтованию.

Это еще одна из серии кинокартин, снятых за последнее время российскими режиссерами об отечественном спорте и его героях. Но действие картины не привязано к исторической вехе, все происходящее в ленте – то, что вполне могло бы происходить в наши дни. Впрочем, хотя у главных героев нет прямых прототипов, в основном сюжете можно найти отсылку к событиям в Олимпийским играм в Рио-2016, где российские саблистки взяли золото в командном первенстве.

О той победе и их участницах напоминают финальные кадры в фильме. Но на этом исторические отсылки заканчиваются. И дальше начинается художественный вымысел. На фехтовальной дорожке встречаются две соперницы – героини Светланы Ходченковой и Стаси Милославской. Светлана сыграла опытную 34-летнюю фехтовальщицу Александру Покровскую, единственная непокоренная вершина для которой – это золото олимпиады. Стася исполнила роль 19-летней вчерашней юниорки, многообещающей саблистки Киры Егоровой, стремящейся сместить соперницу с ее королевского пьедестала.

Обе – полные противоположности. Покровская - сдержанная, холодная, являющая собой воплощение системы, классики. «Это состоявшаяся, зрелая, сильная духом и телом женщина, абсолютно независимая», – размышляет о своем персонаже сама Светлана Ходченкова. Егорова же – это дикий зверь, дерзкая и отчаянная. Ей плевать на правила, систему и авторитеты. Она местами грубая и жесткая, но талант в чистом виде, который дан от природы.

Кира стремительно врывается в слаженную жизнь команды, пытаясь разрушить царившую с ней иерархию. «Решила встряхнуть наш фехтовальный мирок?», - спрашивает ее друг-комментатор. «Нет, весь мир!», - парирует Кира.

Юное дарование из провинции попросту плюет на всю эту «элиту отечественной шпаги». Особенность Киры впоследствии признают и мире мирового спорта, окрестив ее «русской пантерой».

Весь фильм – это череда поединков двух спортсменок, и не только на дорожке. Их диалоги – сплошные уколы, когда каждая пытается поставить на место конкурентку. Молодая Кира упрекает Светлану в том, что та получает бонусы «за выслугу лет», а Покровская ее – за несостоятельность в роли соперницы. Но кто же победит? Отчаяние, молодость и упертость или опыт и отточенная техника? И в таком напряжении фильм держит до финала, наращивая интригу минут за минутой: кто из соперниц окажется на пьедестале почета самого главного соревнования в жизни любого спортсмена?

Но это, на самом деле, не главное. Спортивное противостояние – лишь фон, а на первый план выходит человеческие отношения и их развитие. В картине переплетены сразу несколько конфликтных линий: конфликт между главными героинями, конфликт между Кирой и командой, конфликт Киры с отцом, конфликт между командой и тренером, который постоянно стравливает девушек: «на дорожке не может быть друзей, на дорожке может быть только поединок». И даже внутренний конфликт героини, которая не может смириться с полученной травмой и временным выбиванием из игры.

С каждым кадром кажется, что противостояние по всем развилкам только накаляется. Но кризисные ситуации в финале фильма разрешаются самым лучшим образом. И даже Кира, вчерашняя ершистая бунтарка, которая почти никогда не улыбается и ведет себя как дикая кошка, к концу мягчает, пытается идти на уступки и раскрывает объятия людям. Наивно? Но, возможно, мир не настолько суров, даже мир спортивный и его среда способна менять людей?

Конечно, критики найдут слабые места, их не так уж мало. Не обошлось без замыленных современным кинематографом сцен любовных страстей. По традиции в картину включены красивые виды столицы, гламурные съемки для глянцевых изданий, фуршеты и другие атрибуты красивой жизни, которые приписывают спортсменам.

Зато отнюдь не стереотипной стало обращение к виду спорта, которому посвящен фильм. Это первая картина об искусстве шпаги и клинка, или как его еще называют – «балет с оружием в руках». Идея создания проекта принадлежит продюсерам Елене Гликман и Михаилу Дегтярю, мастеру спорта СССР по фехтованию на саблях, который изнутри знает про этот вид спорта много секретов и интересных деталей. И не случайно режиссером фильм продюсеры видели только Эдуарда Бордукова, тоже спортсмена в прошлом.

Но обратиться к теме фехтования авторы картины решили не только в силу личных пристрастий. Таков дух времени, который они вовремя уловили. Популярность этого не сктоль распространенного в былые годы вида спорта растет. Серьезный бум пришелся на 2015-2016 годах – после чемпионата мира в Москве и Олимпиады в Рио-де-Жанейро, — рассказывал в комментарии «Газете.Ru» мастер спорта международного класса по фехтованию на сабле, чемпион Европы и дважды серебряный призер первенства мира Илья Андреев. «Тогда вся наша команда хорошо отфехтовала, и в секции повалили дети», - пояснял он.

Андреев связывает рост популярности фехтования в последнее время и с тем, что его стали чаще и гораздо лучше освещать по телевидению, чем даже десять лет назад. Растет и красочность трансляций с этих соревнований. В Международной федерации фехтования (FIE) отдают себе отчет в том, что привлекательная картинка на телевидении — залог успеха у широкой аудитории. «На крупнейших соревнованиях, таких как чемпионаты мира, зональные чемпионаты, турниры серии Гран-при, работают профессиональные телевизионные команды, которые помогают увидеть фехтовальный поединок с разных ракурсов и с замедленными повторами», — рассказывал президент FIE Алишер Усманов в интервью ТАСС.

Эта же технология зрелищности использовалась при создании картины «На острие»: например, очень ярко и завораживающе представлен посекундный разбор приближения сабли к доспехам героинь, хотя фехтование – это всегда такие стремительность и молниеносность, что зачастую человеческий глаз даже не успевает зафиксировать момент встречи орудия с поверхностью снаряжения и самого укола.

Известно, что для придания реалистичности сцен поединков к постановке привлекались консультанты из Федерации фехтования России, а дублерами выступали профессиональные спортсмены, участвующие в соревнованиях мирового уровня. А во время подготовки к съемкам Светлана Ходченкова и Стася Милославская брали уроки фехтования у профессиональных тренеров, учились правильно держать саблю и двигаться так, как того требует этот непростой вид спорта. Всем участникам проекта из мира спорта ее авторы выразили крайнюю признательность в финальных титрах фильма и особую благодарность - Алишеру Усманову за вклад в развитие фехтования в России.

Новости и материалы
Под Белгородом работающий в поле КАМАЗ подвергся атаке дрона
Освобожденных из плена российских военных доставили в Москву
Движение поездов по Транссибу полностью восстановлено
В США заявили, что летом Украину ожидает катастрофа
Автобренд VGV сертифицировал два новых кроссовера для России
В Британии оценили предупреждение Путина Западу по Украине
Российских атлетов на Играх в Париже сравнили с разведчиками в тылу врага
В Пензе бригадир строительной компании украл оборудование на 500 тыс рублей
В Азербайджане перестанут отпускать анальгин и витамин С без рецепта
Власти Грузии обязали иностранцев оформлять медицинскую страховку
На Солнце произошла мощная вспышка
В российском регионе врачи спасли младенца с агрессивной кистой печени
Стало известно, что Шольцу неприятны милитаристские призывы главы МО Германии
Пятилетнего ребенка ударило током от электроизгороди для скота
Стало известно будущее Роналду
На всей территории Украины объявлена воздушная тревога
Спасатели вытащили женщину из затопленной машины на паркинге в Москве
В Москве и Подмосковье 1 июня ожидаются жара и грозы
Все новости