В четверг правительство России рассмотрело проект государственной программы «Развитие здравоохранения до 2020 года». С основным докладом выступила министр здравоохранения Вероника Скворцова. По ее словам, программа направлена на снижение смертности, увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья населения путем обеспечения качественной медпомощи каждому гражданину, а также постоянной модернизации технологической базы отрасли и обеспечения ее квалифицированными и мотивированными на повышение качества работы кадрами.
Госпрограмма создавалась два года и активно обсуждалась в экспертном сообществе. По словам Скворцовой, было учтено почти 200 поступивших предложений.
Документ состоит из 11 подпрограмм, отражающих основные направления развития отрасли. Это профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни, совершенствование первичной медико-санитарной, специализированной, высокотехнологичной помощи, развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации, а также совершенствование помощи матерям и детям.
По словам Скворцовой, реализация программы планируется в два этапа. В период с 2013-го по 2015 год должны быть завершены системные преобразования, закрепленные в принятом недавно законе «Об основах охраны здоровья»: переход к единым порядкам и стандартам медпомощи, достижения сбалансированности программ ОМС на основе полного финансового насыщения тарифа, трехуровневому оказанию медпомощи, единым электронным медкартам, оптимизация распределения рабочих мест в четком соответствии с потребностями, реализация пилотного проекта лекарственного страхования, совершенствование научных медицинских центров. А также к развитию открытой конкурентной среды с включением в ОМС медучреждений любых форм собственности.
На втором этапе предстоит «наращивание качественного потенциала отрасли и инновационное развитие». Будет расширен гарантируемый государством перечень лекарств и медицинских изделий, внедрены инновационные медицинские продукты и технологии, электронная система управления качеством медпомощи, введена обязательная аккредитация медицинских работников.
Главная проблема, связанная с программой, это дефицит бюджета.
Еще до начала заседания было известно, что у Минздрава возникли разногласия с Министерством финансов и в проекте программы были представлены два сценария финансового обеспечения ее реализации — модернизационный и бюджетный. По словам Скворцовой, реализовать все намеченное программой и достичь намеченных индикаторов возможно лишь при модернизационном сценарии. В противном случае доступность медпомощи и удовлетворенность ею россиян в лучшем случае останутся на нынешнем уровне, отметила она.
«С помощью математического моделирования мы оцифровали все критерии и индикаторы программы в зависимости от каждого сценария. Квинтэссенция сравнения результатов — различие в числе сохраненных жизней, составляющее 1,1 млн человек», — привела министр здравоохранения свой главный аргумент.
Позволяющий существенно повысить качество и доступность медпомощи модернизационный сценарий предполагает к 2020 году рост бюджетных расходов на отрасль до 4,7% ВВП, что составляет 6,5 трлн рублей. В бюджетном сценарии расходы снижаются до 2,5% от ВВП — 3,4 трлн рублей. (В проекте бюджета 2013 года эти затраты составляют 3,4% ВВП — 2,32 трлн рублей, и расхождение с модернизационным сценарием составляет 0,2%.) Проект согласован со всеми министерствами, отметила Скворцова. Разногласия имеются только с Минфином из-за неопределенности источников дополнительного финансирования, необходимых для развития отрасли.
Выступавший следом министр финансов Антон Силуанов заявил, что не видит со стороны Минздрава усилий по достижению намеченных результатов в рамках финансирования по бюджетному сценарию.
«Это не модернизационный, а более ресурсоемкий сценарий, — оценил он запросы Минздрава. — Минздрав не ставит задачи подогнать свою программу под бюджетный сценарий. Но увеличение финансирования будет возможно только в случае появления дополнительных ресурсов. И, если они не появятся, министерство говорит о том, что мы расписываемся в невыполнении указа президента. Показатели эффективности и наличие средств, конечно, связаны, но достаточно условно».
По мнению министра финансов, многое зависит и от административного ресурса, стимулирующих механизмов, использования «кнута и пряника». «Предложения Минздрава на порядок превышают те объемы, которые мы довели до них в рамках бюджетного сценария, — заявил он. — Надо подкорректировать программу, взяв за основу бюджетный сценарий, и на нем базироваться. Если мы увидим возможность, будем увеличивать финансирование отрасли, поскольку здравоохранение действительно является приоритетом».
Среди других претензий Минфина к документу завышенные темпы роста зарплат медработников (задачу довести их до средних по экономике предложено решить на год раньше — к началу, а не концу 2017 года), «скачки в финансировании учреждений», недостаточно проработанные вопросы медстрахования.
С позицией Министерства финансов не вполне согласился вице-премьер Аркадий Дворкович. По его мнению, нельзя снижать расходы на здравоохранение в процентах к ВВП. «Я согласен с тем, что выделяемых денег недостаточно. И это означает, что мы можем потерять даже то, что имеем», — отметил он. Первый зампред правительства Игорь Шувалов также высказал сомнения в том, что фонда ОМС, который должен будет дополнительно получить большие средства, хватит на все. «Для отдельных программ, которые являются особо капиталоемкими, надо изыскать дополнительные средства, — заявил он. — Например, расходы на ядерную медицину в тариф ОМС вложить мы не сможем».
В итоге премьер-министр Дмитрий Медведев предложил доработать проект. А затем поступить с этой программой аналогично тому, как было сделано с программой по образованию: принимать окончательное решение по истечении соответствующего годичного и трехлетнего периодов, в зависимости от того, в каком состоянии будет экономика.
«Понятно, что есть текущие затраты и ситуация с бюджетом на ближайшую трехлетку. И в этом плане мы связаны теми правилами, которые мы утвердили, мы должны смотреть за реальной ситуацией в экономике, за нашими реальными финансовыми возможностями и корректировать их по мере возникновения дополнительных источников и дополнительных возможностей, надо также ответить на те вопросы, которые задают в Министерстве финансов, более подробно», — заявил Медведев.
Правда, признался премьер, «что касается инновационного сценария развития модернизации системы здравоохранения, конечно, сделать это в тех параметрах, которые только соответствуют бюджетным проектировкам, будет невозможно». «Мы должны все-таки смотреть в будущее и поступить также, как мы поступили с программой образования, то есть повысить планку ожидания и в конечном счете определиться с тем, что будет происходить через некоторое время, но ориентироваться на продвинутый сценарий здравоохранения», — сказал Медведев, добавив, что «иного наши люди просто не поймут».
Обтекаемую формулировку премьера по-своему расшифровала министр здравоохранения на брифинге, последовавшем после совещания. «Минздрав удовлетворен тем, что после обсуждения программы, члены правительства решили ее не просто одобрить, а по модернизационному сценарию, с возможностью пересмотра насыщения программы с корректировкой в зависимости от реальной ситуации», — заявила Скворцова журналистам.
По ее словам, в 2013 году различия между сценариями незначительные, основные разночтения начинаются с 2014 года. И их надо будет учесть в следующем году при корректировке финансирования программы на 2014 год и поиске дополнительных источников.
«Программа одобрена идеологически, но с учетом замечаний должна быть доработана, — пояснил «Газете.Ru» пресс-секретарь зампреда правительства по социальным вопросам Ольги Голодец Алексей Левченко. — В ближайшие недели Минздрав должен найти взаимоприемлемое решение, в первую очередь с Минфином. И представить это решение на заседание правительства».
По мнению директора департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игоря Николаева, планируемые расходы на здравоохранение говорят об антисоциальном характере федерального бюджета. «Я не могу назвать социальным бюджет, в котором запланировано сокращение расходов на совершенствование системы оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями с 11,2 млрд рублей в 2013 году до 2,9 млрд рублей в 2015 году (почти в четыре раза!), — говорит он. — Аналогичные расходы по той же госпрограмме «Развитие здравоохранения» в отношении больных с сосудистыми заболеваниями запланировано снизить и вовсе в пять раз (с 3,5 млрд рублей в 2013 году до 0,7 млрд рублей). Да что там говорить: у нас в целом расходы федерального бюджета на здравоохранение должны снизиться с 554,7 млрд рублей в 2012 году до 506,5 млрд рублей в 213 году и 373,1 млрд рублей в 2015 году».
Ссылки на то, что есть еще расходы региональных и местных бюджетов, траты соответствующих внебюджетных фондов, эксперт считает неубедительными.
«Дефицитность региональных и местных бюджетов растет, а финансовые возможности внебюджетных фондов зависят опять же от федерального бюджета, — говорит Николаев. — Поэтому не смогут эти источники компенсировать провал по самым чувствительным социальным расходам из федеральной кассы. Не смогут, потому что при резком замедлении экономического роста в 2013 году, перспективы которого становятся все более очевидными, наполняемость того же Фонда обязательного медицинского страхования будет далека от планируемой. Вот и получается, что в одном месте денег не предусмотрели, а в другом они в требуемом объеме так и не появятся».
По мнению руководителя Института проблем управления здравоохранением Гузель Улумбековой, государство не обеспечивает гарантий равнодоступности медпомощи в разных регионах, перенося часть финансовой нагрузки за эти гарантии на сами регионы. Кроме того, считает эксперт, бессмысленно говорить о доступности бесплатной медпомощи, пока государство не гарантирует финансирование отрасли в размере 6—7% от ВВП. «Мы не только не сможем обеспечить доступность бесплатной медпомощи, на которую даже не установлены минимальные расходы, мы не сможем увеличить доступность льготных лекарств, — говорит Улумбекова. — Малодоступной окажется и высокотехнологичная помощь, объемы которой в России в 7—10 раз ниже, чем даже в бывших странах соцлагеря».