— Чем вы объясняете свой не слишком уверенный прокат?
— Тем, что фигурное катание — это спорт. Мне удались выступления на первых турнирах нынешнего сезона, на этапах и в финале Гран-при. В Турине не все получилось. Будем работать над ошибками, чтобы достойно выступить на чемпионате мира в Москве.
— После годичного перерыва вы стали выступать на качественно новом уровне…
— Просто соскучилась по фигурному катанию. Кроме того, в этом сезоне очень успешными были сборы, на которых основное внимание уделялось ОФП.
— Что входит в понятие «общефизическая подготовка», по Слуцкой?
— Не «по Слуцкой», а по Виктору Васильевичу Козлову. У этого тренера есть специально для меня разработанная программа. Начинаем мы с занятий в горах, по ходу сезона занимаемся ОФП несколько раз в неделю. При этом нагрузки варьируются в зависимости от моего состояния и графика соревнований. Программа занятий разнообразна, включает в себя упражнения из арсенала представителей разных видов спорта.
— В нынешнем сезоне у вас оригинальное музыкальное сопровождение к обеим программам. Кто подбирал мелодии?
— Основная заслуга принадлежит тренеру и хореографам. Без моего участия тоже не обошлось, но оно было скорее последним словом при утверждении выбора специалистов.
— Бывали случаи, когда вы таковой отвергали?
— На этапе обсуждения — частенько. Работа над программой — процесс творческий. Поначалу и музыка Шостаковича для нынешней короткой программы показалась не слишком подходящей. Меня активно уговаривали послушать ее еще раз, а затем убедили начать ставить композицию. Все время твердили: «Это твое!» В процессе работы над программой мне все больше и больше начинал нравиться образ, который воплощаю на льду. Сейчас просто в восторге от этой композиции. Мое это!
— После нескольких сезонов увлечения классикой вы обратились к несколько иным образам. С чем это связано?
— Всю классику уже перекатала. Шучу, конечно. Просто считаю себя настолько разносторонней спортсменкой, что хочу каждый раз попробовать что-то новое. Классики сейчас на льду очень много. Это бессмертно, это беспроигрышный вариант. Когда же на протяжении нескольких лет отдаешь ей дань уважения, возникает непреодолимое желание поэкспериментировать.
— Есть ли у вас наметки на олимпийский сезон?
— У тренера Жанны Федоровны Громовой есть определенные задумки, она даже делилась ими со мной. Начинаются поиски музыки, образов. Думаю, что найдем точный вариант. Следующий сезон почти наверняка будет для меня заключительным, и постараюсь вложить всю душу в олимпийские программы. Очень полезно было выступить в Турине за год до Игр, опробовать лед, познакомиться со здешней спецификой.
— Не обидно, что состязания женщин всегда завершают программу любых соревнований по фигурному катанию?
— Ужасно обидно! Не представляете, насколько приятно первой заканчивать состязания и наблюдать, как катаются другие.
— О новой системе судейства существует два мнения. Одни считают, что она способствует органичному введению в композиции всех элементов, а не только прыжков, другие утверждают: безликие баллы убивают творчество…
— Наоборот, программы стали не только сложнее, но и значительно интереснее. Другое дело, что судейство все равно осталось субъективным. Все равно за пультом сидит человек и ставит оценки, определяет уровень сложности элементов. У нас субъективный вид спорта. Мы не бежим на время, как в легкой атлетике, не попадаем мячом в площадку, как в теннисе, — все отдается на откуп арбитрам. Зато есть все возможности замахнуться на творчество.
— Какое из последних новшеств в фигурном катании вам наиболее по душе?
— Разрешение кататься в брюках. Мне очень нравятся подобные наряды. Для дизайнеров появился простор для творчества, есть возможность даже выглядеть более оригинально. К тому же удается скрывать от публики перебинтованную коленку.