В Сочи начала работать уже вторая по счету общественная приемная. Она организована при информационном центре «Сочи-2014». Предполагается, что в приемной будут проходить регулярные встречи чиновников высокого ранга с представителями общественности города. Напомним, что первая общественная приемная открылась неподалеку от места строительства олимпийских объектов и занимается в основном вопросами изъятия земельных участков под государственные нужды.
Анонсировалось, что открывать новую общественную приемную приедет министр транспорта Игорь Левитин. Но приехал он не один, а с министром регионального развития Дмитрием Козаком и президентом корпорации «Олимпстрой» Виктором Колодяжным. Компанию им составил исполняющий обязанности мэра Сочи Владимир Афанасенков. Также на встречу пришли представители общественных организаций и депутаты горсобрания, которые единодушно поддерживают кандидатуру Афанасенкова на предстоящих выборах градоначальника.
У многих в руках был список вопросов, которые предстояло задать чиновникам.
Игорь Левитин рассказал о масштабных планах развития транспортной инфраструктуры олимпийской столицы. В Сочи должно быть построено более 100 километров новых автомобильных дорог и железнодорожных путей. В первую очередь еще одна автомобильная дорога на Красную Поляну, новые дороги к олимпийским объектам и железнодорожная ветка, которая свяжет сочинский вокзал с аэровокзальным комплексом и пойдет дальше в горы — на Красную Поляну. Помимо того будет модернизировано 50 километров железнодорожных путей от Туапсе до Адлера, где появится еще одна колея, а это значит, что придется пробивать новые тоннели — по оценке министра, не меньше 20. Столько же предстоит построить крупных транспортных развязок.
Еще один амбициозный проект касается разгрузки от транспорта центра города. Сейчас в часы пик можно потратить два часа на преодоление пути, который обычно занимает от силы минут тридцать: в городе фактически одна крупная автомобильная артерия — Курортный проспект. Объездная дорога есть, но находиться в столь ужасном состоянии, что не спасает положения.
Поэтому с 2002 года идет строительство большой объездной дороги вокруг Сочи. Завершить ее собираются как можно скорей — ранее министр называл срок окончания строительства в 2009 году.
Но на этот раз он пообещал, что объездная будет достроена в 2010 году.
Но даже эта дорога не способна решить проблему сочинских пробок. В июне будет закончено проектирование девяти крупных дорожных развязок, которые должны быть построены в городе к 2011 году. Кроме того, принято решение построить тринадцатикилометровый дублер Курортного проспекта, который Левитин назвал Центральным проспектом. Правда, где конкретно пройдет эта дорога, министр не уточнил — свободной земли в центре практически нет, и очевидно, что новый проспект затронет либо существующую жилую застройку, либо парковые зоны санаториев. Реализация этого проекта станет финальной точкой предолимпийской реконструкции транспортной инфраструктуры Сочи. «Нам будет необходимо к осени 2013 года сдать все транспортные объекты, — сказал Левитин. — Из них по сложности два самых серьезных: это центральная дорога — дублер Курортного проспекта, а также железнодорожная линия между Адлером и Красной Поляной».
Министр регионального развития Дмитрий Козак сказал, что победа в олимпийском конкурсе катализировала решение проблем Сочи. Кроме сотен миллиардов рублей, которые будут потрачены на строительство спортивных и транспортных объектов, до 2014 года городу будет выделено 22 миллиарда рублей на развитие социальной инфраструктуры и ликвидацию ветхого жилья.
Козак дал понять, что, если бы не предстоящие Зимние игры, на эти деньги можно было бы не рассчитывать.
Но прежде, чем Сочи превратится в «город-сад», его жителям и гостям придется смириться с некоторыми неудобствами. «Нам придется решать целый ряд сложных и важных задач, и мы постараемся их решать таким образом, чтобы минимизировать тот дискомфорт, который неизбежно возникнет у жителей города», — сказал Козак. Ключевым моментом в ближайшем будущем станет разработка генерального плана города, заявил министр. Надо сказать, что утвердить генплан в самое ближайшее время власти обещают начиная с 2006 года. На этот раз Козак сказал, что это произойдет в конце июня.
Представители сочинской общественности порой задавали такие вопросы, что возникало сомнение, что эти люди действительно живут в Сочи. Например, не пора ли переносить железную дорогу с побережья в горы. На это Левитин ответил — такой проект потребует гораздо больше денег, чем вся олимпийская программа.
Еще спрашивали о перспективах перевода всего транспорта в городе на водородное топливо, возможности использования дирижаблей, обустройстве велосипедных дорожек. И ни слова о действительно серьезных проблемах.
Козаку пришлось самому обратиться к собравшимся и напомнить о самой скандальной проблеме — об изъятии у граждан земли под государственные нужды. Руководитель Минрегионразвития заверил сочинцев, что власти стараются делать все возможное, чтобы минимизировать выкуп земли. И это, по его словам, связанно не столько с убытками, которые государство в конце концов возместит, а прежде всего сопряжено с дискомфортом, который испытают люди при переезде. Но полностью избежать изъятия не получится — уже есть полное понимание того, какие земли попадают в зону застройки в Имеретинской низменности. Тем, кому придется переезжать, предложат на выбор — либо другие земли, либо денежную компенсацию, размер которой определят оценочные компании.
Козак сказал, что ему понятно желание людей получить побольше денег, но власти не допустят спекуляций, и призвал с пониманием к этому отнестись.
«Цена выкупа земельных участков и объектов недвижимости будет такая, если бы вы их сегодня в нынешних условиях продавали частным лицам на рынке, — сказал Козак. — Такие же действия производят все органы государственной власти, муниципалитеты во всех странах мира. Такая же проблема сегодня решается, и решается спокойно, безболезненно, в том же Лондоне. Там значительные массивы земельных участков изымаются под размещение олимпийских объектов». Президент госкорпорации «Олимпстрой» Виктор Колодяжный добавил, что оценочные компании начнут свою работу с 1 июня, а к концу года уже должны быть готовы свободные площадки под строительство стадионов.
И только в конце встречи был задан один из самых главных вопросов — во сколько в конечном итоге обойдется Олимпиада в Сочи. По оценкам некоторых экспертов, первоначально заявленная смета в $12 млрд может вырасти вдвое. Козак ответил, что сейчас не может этого сказать — надо дождаться, пока закончится проектирование объектов. Однако отметил, что самым дорогостоящим объектом будет железнодорожная линия Адлер — Красная Поляна.