Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Я не ухожу из спорта»

Интервью Вячеслава Фетисова

Вячеслав Фетисов заявил «Газете.Ru», что видит в своем возможном назначении сенатором от Приморского края начало новой политической карьеры и что его продолжает волновать судьба Росспорта как одного из самых эффективных федеральных ведомств последних лет.

— Как появилось ваше решение стать сенатором от Приморского края в Совете федерации РФ?

— Мне давно был предложен такой вариант дальнейшего продолжения карьеры. Были предложения от нескольких регионов стать сенатором. Во-первых, мне это интересно. Во-вторых, это является возможностью продолжить то дело, которое я неплохо знаю. Я объездил полстраны, бывал и на Дальнем Востоке. И хорошо знаю проблемы этого региона. Я понимаю, что, возможно, там не ощущается достаточного внимания со стороны центра. Там живут симпатичные, патриотически настроенные люди. Мне это по душе. Я посчитал, что смогу принести пользу этому региону. Тем более, что Росспорт всегда выстраивал свою политику, опираясь на регионы. Плюс к этому у меня все-таки есть некоторый авторитет.

Я же был капитаном хоккейной сборной на протяжении восьми лет, играл за национальную команду двенадцать лет.

И мне понятна реакция людей, когда я приезжаю в любой уголок страны. Неудобств, связанных с постоянными перелетами, я не боюсь, так как полжизни провел в воздухе и на колесах. И приложу максимум усилий, чтобы помочь Приморью, раз уж мне оказана такая честь. Будем работать.

— После образования федерального министерства по спорту в мае 2008 года стало очевидно, что изменения в управлении российского спорта будут. И функции Росспорта должны будут передаться этому новому министерству. Для вас такое развитие событий представляется логическим?
— Наше ведомство пережило четыре реорганизации, что никоим образом не способствовало системному прогрессу. А любая реорганизация — это хуже, чем плохая организация. Она требует колоссальных финансовых и организационных затрат. Особенно в спорте, где так сложно все реорганизовать и двигаться вперед. Спорт – это отрасль, у которой должен быть прочный фундамент. Спортивную жизнь остановить нельзя, так как проходят ежедневные соревнования, постоянно происходит обсуждение в прессе, колоссальное внимание со стороны обычных людей и политиков. А все это в конечном итоге судьбы спортсменов и тренеров.

Другими словами, наряду с глобальными вопросами развития спорта, есть ежедневные и ежечасные заботы, которыми необходимо заниматься. Я всегда заявлял, что необходимо создать единую систему управления. В спорте должен быть порядок. Никто меня не убедит в том, что когда несколько человек отвечают за одно дело, будет успех. Росспорт давно обосновал необходимость создания министерства спорта. И не министерства спорта, туризма и молодежной политики — потому что это слишком громоздкое ведомство, затрагивающее громадные человеческие ресурсы. И нужен очень опытный человек, который смог бы заставить это дело двигаться. Спорт не терпит смежности. Для управления спортом нужны профессионалы, которые знают ситуацию изнутри, знают, чего стоит результат. Знают, что происходит в мире и как добиваться успехов.

Решение принято, и я не собираюсь его обсуждать.

Мы за шесть с половиной лет, как мне кажется, сумели создать систему управления спортом. Она отражена в конкретных документах. Разработана и уже действует федеральная программа. Возрождено спартакиадное движение. Действует целый комплекс массовых соревнований. Началось полномасштабное строительство спортивных объектов. Введены стандарты для баз подготовки сборных команд. Введена беспрецедентная система поощрений спортсменов и тренеров за результат.

Все это было бы невозможно без поддержки Путина. Да и бизнес подключился к поддержке спорта. Хотя мало кто вкладывается в сам процесс. Конечно, многим нравится подключаться на последнем этапе, постоять рядом с чемпионом, вручить ему ключи от машины. Но главное, что сегодня за достижение этого результата несет государство. Я благодарен губернаторам и руководителям спорта в регионах, на которых лежит основной груз по подготовке спортсменов.

— Чтобы внести окончательную ясность, что ожидает Росспорт – реформирование, реорганизация или расформирование?
— Почему-то все стараются увести этот вопрос в область скандалов. На самом деле мы опять говорим о системе, необходимой для того, чтобы спорт был конкурентоспособным. Чтобы не переживать до последнего дня, будем ли третьими по итогам Олимпиады. Я абсолютно убежден в том, что Росспорт был в полной мере статусным ведомством. У нас подобралась команда профессионалов, мы напрямую подчинялись премьер-министру, решали все вопросы с нашими коллегами-министрами. Росспорт был первым федеральным ведомством, разработавшим профильную целевую программу. Которая, между прочим, была признана правительством РФ как одна из самых эффективных и исполняемых. То есть использование федеральных средств было стопроцентным. Ни одна стройка не была сорвана. Росспорт — единственная структура, разработавшая еще три года назад программу развития спорта до 2015 года. Дальше 2010-го никто, кроме нас, не заглядывал. А ФЦП работает, имеет хороший коэффициент исполнения.

Сейчас документы о ликвидации агентства находятся в аппарате президента РФ, а это, скорее всего, означает, что Росспорт прекратит свое существование.

Естественно, я должен защитить своих работников, которые работали очень профессионально и многое сделали для развития российского спорта. И я очень хочу, чтобы все эти люди нашли себе дальнейшее применение. В нашем агентстве работают классные специалисты, которых в отрасли наперечет. Случайных людей здесь нет. Я за все шесть с половиной лет давал понять, что никакие дружеские отношения здесь не помогут.

— Что нужно делать, чтобы эта начатая работа не прервалась, и как вы видите свою роль в продолжение этой работы в своей новой должности?
— Во-первых, надо, чтобы меня сначала утвердили. Спортсмены — люди очень суеверные. Сначала надо, чтобы все необходимые процедуры были соблюдены. Говорить об этом будет лучше на момент моего утверждения. А рассуждать о ликвидации Росспорта из-за моего конфликта с Мутко — глупость полнейшая.

Я не сработался только с одним человеком.

И только потому, что он не работал. Нельзя работать с человеком, который ничего не делает. Мы самыми разными способами пытались найти общий язык, вернуть Тягачева к конструктивной работе. Тем не менее и без его участия результат был. Росспорт и ОКР взаимодействовали. У нас в федеральном агентстве были созданы необходимые группы и комиссии, куда входили люди и из ОКР. Это раньше было принято, чтобы госслужащие бегали в общественные организации и там заседали. А когда я это прекратил, то мне поставили это в вину. Росспорт как госорган отвечал за развитие спорта в стране. И, повторяю, давал результат.

Что касается Виталия Леонтьевича Мутко, то как только он стал сенатором и возглавил комитет по спорту и молодежной политике, мы его сразу же пригласили к нам в коллегию. Он был её активным участником, у него немало интересных идей, которые мы обсуждали. В частности, Росспорт совместно с РФС разработал программу строительства футбольных полей по стране. Она, как известно, довольно эффективно работает. Вообще, Виталий Леонтьевич участвовал во многих наших делах, в том числе и по футболу. И никогда никаких проблем не возникало. По возможности мы вкладывали средства в РФС. К сожалению, государство не может оплачивать ни чартерные рейсы, ни пятизвездочные гостиницы. Слава богу, что у футбола спонсоров хватает. А содержание молодежных, юношеских и женских команд было нашей ответственностью. Так что не знаю, откуда все эти слухи о наших разногласиях «прилетели».

После ЕВРО-08 Виталий Мутко приехал в Росспорт и предложил мне стать его первым замом.

Я подумал… И решил заняться чем-нибудь другим. Есть некая формула, что каждые шесть лет надо менять род деятельности. Чтобы двигаться вперед и расти. Мое решение было взвешенным. Не так давно я разговаривал с премьером. Он, кстати, высоко оценил мою работу за последние два года. К слову, за это время меня наградили двумя орденами, а в день 50-летия мне присвоили звание «Заслуженный работник физической культуры и спорта». Это самое высокое звание для людей, работающих в спортивной сфере.

Может быть, кому-то и выгодно делать из меня «склочника», но все свои отношения я всегда выстраиваю по-деловому. И никаких предвзятых отношений у меня ни к кому нет. Я профессиональный человек. Те, кто хотел работать, работал. Конечно, мы спорили, доказывали что-то друг другу, но в итоге добивались результата. А те, кто не хотел или не умел, — ушли. За последние пять лет поменялось 60% руководителей спортивных федераций.

— Что вы можете ответить тем, кто говорит о «почетной ссылке» Фетисова?

— Если сенатор, представитель законодательной власти страны — это почетная ссылка, то тогда я не знаю…

Все знают, что не место красит человека. К тому же, из спорта я никуда не ухожу. Я по-прежнему возглавляю ВДО «Спортивная Россия», организацию, куда входят все наши великие спортсмены. Я вхожу в попечительский совет КХЛ, которая успешно стартовала. Буду помогать в её становлении. Да и другими общественными вопросами я смогу заниматься более плотно. Ведь раньше на это времени не всегда хватало.

Новости и материалы
На Урале в одном из вузов объявили карантин по кори
«Локомотив» вырвал победу, уступая 0:2 в матче РПЛ
Легенда ЦСКА опозорил игроков клуба
Мебельная фабрика загорелась в Челябинской области
«При нем ЦСКА может стать чемпионом России»: Габулов назвал имя нового тренера для клуба
Егор Кончаловский объяснил, почему отказался снимать сериал «Слово пацана»
Власти предупредили о тренировках Черноморского флота в Севастополе
Лукашенко обвинил Запад в забрасывании диверсантов в Белоруссию
Москвичку привлекут за фиктивную регистрацию мигрантов к уголовной ответственности
США обвинили в поддержке войны из-за нового пакета помощи Украине
Ученые отправят на Луну электрический экран для защиты от пыли
Посол заявил о «тяжелейшем ударе» по возможному возрождению отношений РФ и США
Появилось видео, как в Кузбассе лось бросается под колеса автомобилей
Тарасова объяснила свое сравнение российской фигуристки с говном
Российский подросток притворился покупателем мопеда и угнал его
Продажи iPhone сократились почти на 20% в Китае
В Петербурге полицейский накинулся с кулаками на водителя Geely, но избежал наказания
Секретари Совбезов России и Ирана обсудили ситуацию на Ближнем Востоке
Все новости